МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА ДМИТРИЯ ВОРОНИНА"
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
296260, Республика Крым, Раздольненский район,
с. Березовка, ул. Гагарина, д.49
+7 (36553) 94-381
berezovka-school@razdolnoe.rk.gov.ru
Документы не найдены. Вы можете сбросить все фильтры, или выбрать другой раздел.
Трудовое воспитание — это совместная деятельность учителя и учеников, которая развивает полезные навыки, подготавливает к будущей профессии и прививает уважение к труду. На законодательном уровне трудовое воспитание закрепила советская власть. В «Положении о единой школе» труд признавался одним из главных факторов обучения и всестороннего развития ребенка.
Долгие годы трудовое воспитание было встроено в школьную программу. Многие помнят уроки труда, дежурства и субботники, участие в которых было обязательным для всех школьников.
Новый законопроект пытается вернуть в образовательные учреждения традиции трудового воспитания. Сейчас в законе «Об образовании»1 понятие «труд» встречается всего два раза. Инициатива депутатов направлена на то, чтобы четко сформулировать, что такое трудовое воспитание для учащихся, а также сформировать у детей трудолюбие, привить уважение и ответственное отношение к труду.
Труд станет правом ученика | Ч. 4 ст. 34 закона «Об образовании» запрещено привлекать учащихся к трудовой деятельности, которая не входит в учебную программу. Это возможно только с согласия ученика или его родителей. Новый законопроект отменяет эту формулировку. Учитель сможет привлекать ребят к трудовым мероприятиям, не дожидаясь разрешения. |
У учащихся появятся новые обязанности | В ст. 43 закона «Об образовании» тоже предлагают внести правки. Кроме того, что школьники должны бережно относиться к школьному имуществу и поддерживать в школе чистоту и порядок, теперь они обязаны участвовать в общественно полезном труде. |
Учеников не будут принуждать к сложной и неприятной работе | В общественно полезную деятельность включат только ту, которая будет соответствовать возрасту, интересам и физическим возможностям детей. Это будет совместная деятельность учащихся и педагогов, которая приносит удовольствие. Например, украшение класса к празднику, участие в школьной выставке или посадка деревьев. Ребята смогут вместе трудиться, а потом гордиться результатами своей работы. |
Трудовое воспитание не будет мешать учебе | Предполагается, что Министерство просвещения разработает специальную программу трудового воспитания. Туда войдут различные общественно полезные мероприятия. Они будут проводиться не меньше двух часов в неделю и не увеличат школьную нагрузку. Дети не пропустят уроки и получат полезные навыки, которые помогут выбрать профессию и реализовать себя. |
Общественно полезный труд может стать частью учебной программы уже в новом учебном году | Если законопроект одобрят, трудовым воспитанием займутся с 1 сентября 2024 года. |
Перед трудовым воспитанием стоит задача обучить детей простым навыкам и самостоятельности, сформировать основы физического и умственного труда. Когда ребенок будет вместе со взрослыми заниматься какой-либо работой, у него появится интерес к труду и он научится ценить его результаты. Ученики захотят применять полученные знания на практике, будут стремиться к самореализации и активной деятельности.
К задачам трудового воспитания также относятся формирование у детей деловых качеств, ответственности, целеустремленности. Кроме того, совместная работа научит школьников и дошкольников трудиться в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.
Трудовое воспитание в образовательных учреждениях реализуется в разных формах организации. Чаще всего педагоги используют в своей работе поручения, дежурства и общий, совместный, коллективный труд.
Поручения — это обращение взрослого к ребенку с просьбой выполнить какое-нибудь действие. Например, когда учитель просит стереть с доски или воспитатель просит помочь полить цветы.
Поручения могут давать одному ребенку или нескольким детям, они могут быть единичными или повторяться регулярно. Бывает, что педагог закрепляет определенную работу за конкретным ребенком. Особенно если знает, что поручение ученику нравится и хорошо получается его исполнять. Это поднимает ребенку самооценку и укрепляет уверенность в себе.
Обратная ситуация: когда учитель или воспитатель просит исполнить непривычное поручение. Ребенку это дается сложнее, зато он приучается к разным видам труда, становится более исполнительным и старательным.
Дежурства — это труд одного или нескольких детей на пользу группы. Всем известны дежурства по классу, когда дети по очереди поддерживают порядок и чистоту в помещении. Эта форма организации трудового воспитания направлена на общественную и практическую пользу. Дети, которые дежурят, становятся более ответственными, заботятся об окружающих людях и природе.
Еще одна форма организации общественного полезной работы — общий, совместный и коллективный труд. Это три разные виды деятельности.