Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе – это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?:
Если на кануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях – как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале – они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.
Если волнение все же не покидает учащегося, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно.
Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объяснит е ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым – возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.
Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект – это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта – на большом листе, на доске. Учащиеся хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения. Для начала освойте эти упражнения сами, а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.
«Ритмичное четырехфазное дыхание»
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло.
Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
Третья фаза (2-3 секунды). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
Дышите, таким образом, не более 2-3 минут.
Тест на стрессоустойчивость:
Раздражает ли Вас:
Смятая страница газеты, которую Вы хотите прочитать?
Женщина зрелого возраста, одетая как девчонка?
Чрезмерная близость собеседника во время разговора?
Женщина, которая курит в общественном месте?
Человек, который кашляет в Вашу сторону?
Когда кто-то грызет ногти?
Когда кто-то смеется не к месту?
Когда кто-то пытается учить Вас, что и как делать?
Когда девушка или парень опаздывают на встречу?
Когда в кинотеатре тот, кто сидит перед Вами, все время крутится и обсуждает фильм?
Когда Вам пересказывают сюжет интересной книги, которую Вы собирались прочитать?
Когда Вам дарят ненужные вещи?
Громкий разговор в общественном транспорте?
Очень сильный запах духов?
Человек, который жестикулирует во время разговора?
Коллега, который часто употребляет иностранные слова?
Ключ:
«да, безупречно» - 3 б.
«да, но не очень» - 1 б.
«нет, не в коем случае» - 0 б.
Результаты:
Больше 36: Вы не терпеливый и спокойный человек. Вас раздражают почти все. Вы вспыльчивы и быстро теряете равновесие. Это расшатывает Вашу нервную систему.
От 13 до 36: Вы принадлежите, расширенной группе людей. Вас раздражает только очень неприятные вещи. Вы способны легко забывать про повседневные неурядицы.
Меньше 13: Вы довольно спокойный человек, который реально воспринимает жизнь. Вас не просто вывести из равновесия. А это гарантия против стресса.
18 команд кадетских корпусов примут участие в финалах Всероссийской спартакиады допризывной казачьей молодежи и Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох», которые пройдут с 25 по 29 сентября.
В Санкт-Петербурге состоялся XV Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) «Русский язык и литература в меняющемся мире». Мероприятие проходило при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Мы используем cookie. Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем Ваши персональные данные с использованием метрических программ.